Энг Ли молодец – чем слушать стенания о том, какая эта книга из себя принципиально неэкранизируемая, он просто взял, и перенес ее на экран. История о трижды верующем индусе, переплывшем крупнейший океан вместе с добродушной тварью божьей на борту просторной шлюпки класса "почти люкс" – впечатляет. Особенно если учесть способ подачи – странный в своей красоте, тонкой и ясной. Еще бы обошлись без претенциозных заявлений о том, что вы, дескать, в Бога после всего этого уверуете, и было бы вообще прекрасно. Вопросов веры в фильме и так хватает.
Но сперва красота – он здесь везде. Удивительным образом пропитывает каждый кадр, каждую сцену, все сразу. Можно лишь гадать, как там так снимала Клаудио Миранда, но что она мастер своего дела – даже не утверждение или факт, а догма. Все словно светится изнутри, становится удивительно четким – будто каждая молекула ленты была отдельно очерчена. Бесконечно насыщенные цвета и краски, которыми разрисовано происходящее, всей своей легкостью обрушиваются с экрана, словно задавая новые стандарты цветопередачи. Так что со спокойной душой и чистой совестью можно сказать: фильм выглядит куда реальнее самой реальности. Даже при всей фантастичности его событий.
А еще ведь стереоскопия – тот редкий случай, когда ее используют не ради наценки на билеты или возможности пусть и качественно, но пошвыряться в зрителей предметами, но лишь чтобы взглянуть на вещи более полно. Здесь важна глубина – чтобы и без того безупречная картинка окончательно ввела в транс оставшихся тяжеловесов. И Ли с Мирандой ее с радостью предоставляют – не только зрителям, но и самим себе. Так что когда во время первого заката море на горизонте сливается с небесами – словно никто и не думал когда-либо отделять твердь от небосвода – это воспринимаешь как нечто само собой разумеющееся. Да к тому же под музыку, превращающую уши даже глухого в самый чуткий орган чувств.
Разумеется, все это лишь инструменты для постановки – и Энг Ли ими исключительно умело пользуется. Например, сцена кораблекрушения по праву может считать одной из самых страшных в кино – все происходит быстро, беспорядочно, ничего толком не ясно. Точки на палубе, машущие фонариками, очередной гигантской волной смывает в море – будто светлячки отправились в долгое плавание. Судно качает как в день Страшного Суда, ветер сбивает с ног, какие-то люди пытаются кого-то спасти, падает шлюпка, водоворот, буря, шум столкновения тысячи молотов со своими наковальнями и руки, наконец, отчаянно цепляются за последнюю надежду как тиски. Все это даже на экране внушает страх, а когда подумаешь, как оно выглядит в реальной жизни…
Другими словами, снято прекрасно – глаз не оторвать. Натуральный триллер, в котором два противника стеснены сверхмалым пространством, так что некуда деться. Чрезвычайно напряженно. Но вот вопросы веры… будем надеяться, что разговоры о купированном, по сравнению с книгой, смыслом – не преувеличение. Иначе все эти вопросы религии, пардон мой завуалированный спойлер, особо циничный прагматик с удовольствием сведет к психологии, если не психиатрии, и защитным механизмам. И хотя концовка неоднозначна, нам предоставляется выбор – несложно догадаться, какой – в чем и проявляется суть религии, то в любом случае, чтобы поверить в Бога, придется, для начала, хотя бы и так верить в него.
Вот история непосредственно с самим тигром, а еще эпизод с одним интересным, кхм, "перевалочным пунктом" перед поворотом к финишу – куда интереснее и осмысленнее. Превращение непримиримых врагов в заклятых друзей открывает богатые возможности для полноценных дискуссий. Страх двигает волю, и забота о противнике спасает собственную жизнь – парадокс на парадоксе, и ни грамма слащавости. Тигр – кстати, практически полностью рисованный, так что сам Голлум уважительно жмет руку! – не становится вдруг человечным, и вообще сопротивляется до последнего. А главный герой, под властью обстоятельств меняя свою природу, не меняет характера. Вот они – настоящие чудеса, такие невероятные, но такие реальные. Почти что рядом.
Кстати о главном герое, стойком Пи Пателе. Сурадж Шарма, на долю которого выпало исполнение роли главной ипостаси трижды верующего, играет шикарно. Живой, отчаянный, искренний, целеустремленный, на экране он устало смотрит вдаль и во весь голос орет, "метит территорию" и усмиряет тигра, открывает для себя новые горизонты – и берега. Мощное исполнение для практически сольной роли, особенно если учесть его юность и присутствие на экране опытного коллеги Ирфана Кхана. Что же касается отсутствия замены Тоби Магуайра на Рейфа Сполла, то решение это оказалось все-таки целесообразным. При всем моем уважении к этому актеру, честь и хвала Ли, что он вовремя это заметил – так что рассказ не вступил в конфронтацию с известным лицом.
"Жизнь Пи" Откровением не стал. При всех красоте подачи и мастерстве исполнения, связанные с верой и религией вопросы, из-за малой пробивной силы, отходят на второй план – как бы ни старались ни сценарист, ни режиссер, ни вся съемочная команда вместе взятые. Можно сказать, со своей основной задачей он не справился. Зато на первый план, благодаря этому, вышли взаимоотношения обитателей шлюпки – трогательные и воодушевляющие, несмотря на их окончание. Отношения, глядя на которые веришь во все – и хочешь жить. И живешь. Почти как Пи.
Автор: Роман Волохов
|