|
Незримый враг ("Заражение")
На этот раз эпидемия берет свое начало в Гонконге, из которого, благодаря занимаемому городом положению на мировой экономической арене, быстро распространяется по всему миру. Всего через месяц болезнь охватывает территории Ближнего и Дальнего Востока, Европы и США, поражая с каждым днем все больше людей, досрочно отправляя их в гости к одной известной даме в саване и с косой. Фармацевтические компании лихорадочно пытаются создать лекарство против новой страшной заразы, а в это время разным людям в разных концах света приходиться справляться как с различными собственными, теряющимися на фоне надвигающегося биологического апокалипсиса, проблемами, так и с одной всеобщей.
Стивен Содерберг в "Заражении" снова возвращается к уже опробованному им в "Траффике" приему, который можно назвать мультиповествованием. Если конкретнее, то ни главных героев, ни единого связующего всех персонажей звена нет. Большинство из них (но не все), ограниченные собственными микромирами, так до конца фильма и не узнают о существовании всех остальных, и надо сказать, что Содерберг пользуется этим инструментом очень умело. Столь необычное построение фабулы позволило ему взглянуть на пандемию с разных сторон, и притом каждую сторону режиссер успел осветить подробно и достоверно.
О достоверности стоит сказать отдельно – здесь фильм безусловно отличился от подавляющего большинства кинолент на тему пандемиии и следующих за ней катастрофических последствий. Карантин, военные, толпы инфицированных, трупы и мародеры, отчаявшиеся спастись обыватели, напрягающие все свои ресурсы вышестоящие, всеобъемлющий страх, ужас, паника, и, в конце концов, хаос и биологический апокалипсис на горизонте – все это здесь присутствует, но, во-первых, в гораздо более мягкой и, вместе с тем, более реалистичной форме, а во-вторых, идет в большей степени фоном, поскольку основное внимание здесь сосредоточено на самих героях.
А лицезреть здесь есть кого, благо актерский состав уже сам по себе впечатляет. Лоуренс Фишборн, Джуд Лоу, Мэтт Деймон, Кейт Уинслет, Марион Котийяр, Гвинет Пэлтроу – наличие этих актеров уже само по себе является вполне веским доводом в пользу просмотра фильма. И, к вящему удовольствию зрителей, они не подкачали, разве что в завязке фильма малость деревянно выглядели Деймон, Пэлтроу и Котийяр, но по ходу действия они резко исправляются, вливаясь в общую атмосферу кажущегося безвыходным кошмара.
Кошмар этот, кстати, как сейчас было сказано, только кажется, и только лишь поначалу непреодолимым. Персонажи не сидят на месте, не бродят бесцельно и не стенают, а действуют, причем не всегда в одиночку. Забавно, но масштабное бедствие, поначалу разобщающее людей (ибо, давайте будет честными, подавляющее большинство печется, в первую очередь, о своей любимой, пардон, шкуре), в то же время буквально заставляет их работать сообща, так как поодиночке многого не добьешься.
Более того, Содерберг еще и копается в психологии участников происходящих событий, причем вполне разумно и убедительно, обходясь по большей части полутонами. По сути, практически никто не остается без своего греха за пазухой, который, впрочем, грехом то и назвать язык не поворачивается – такое понятие, как "инстинкт самосохранения" никто не отменял. Но, несмотря на это, все же находятся как самоотверженные энтузиасты, которые даже вопреки официальным запретам добиваются требуемых им результатов, так и двуличные подонки, в борьбе за место под солнцем способные потенциально обречь на гибель по меньшей мере двенадцать миллионов человек.
Но все же центральным объектом всего творящегося на экране является именно вирус, рассмотрение механизма его распространения, а также процессов, происходящих в это время в обществе, когда власти изо всех сил пытаются сохранить порядок вопреки бушующим гражданам, подогреваемым провокационным сообщениями в разномастных СМИ. Большая часть фильма – взгляд на эпидемию со стороны фармацевтов, стремящихся остановить оную, что автоматически представляет их перед посетителями кинотеатров в положительном свете; и этим условно положительным лицам противопоставляются именно подрывные псевдоинформаторы, плодящиеся главным образом в интернете. И, надо признать, что, несмотря на не так давно прошедшие птичий и свиной гриппы (которые также неоднократно упоминаются в картине), больше верится именно ученым, нежели непорядочным блоггерам.
Отдельно стоит сказать, что в фильме нашлось место и научной правдоподобности и обоснованности. Если верить Полу Оффиту и Карлу Циммеру, людям не столь далеким от науки, как большинство рядовых зрителей, но достаточно близким к медиа-пространству, чтобы делиться своим мнением и впечатлениями, "Заражение" не может "похвастаться" лженаучным бредом, вместо этого благоразумно используя методы и терминологию, которые используются учеными в реальном мире при работе с далеко не вымышленными болезнями.
И спасибо композитору Клиффу Мартинезу за крайне удачные музыкальные вставки, сдобренные чередой достойно сшитых кадров, демонстрирующих отдельные мимолетные события из жизни героев.
Увы, несмотря на все вышесказанное, остается ощущение, что Содерберг все же выложился не по полной программе, словно создавал "Заражение" с толком, с расстановкой, но без вдохновения. Периодически выскакивающие блеклые, невыразительные моменты, выбивающиеся из общего контекста, неравномерное распределение хронометража в отношении нескольких центральных фигур сюжета и общая расслабленность, несмотря на творящийся на экране аврал слегка смазывают общее впечатление от картины. Здесь нет катарсиса, равно как и нет удара, все происходит хоть и последовательно, но слишком уж неспешно.
И все таки "Заражение" – это, на мой взгляд, одна из лучших на сегодня картин о беспощадности, бесцельности и могуществе таких вроде бы незначительных и невидимых невооруженным глазом существ, как вирусы. Кроме того, Содербергу удалось честно показать поведение отдельных людей и, фоном, целых масс во время полномасштабного ЧП, затрагивающего всех без исключения и раскрывающего подлинные сущности тех или иных натур.
А особенно забавно будет, если после просмотра фильма у вас, или у вашего друга начнется хотя бы самый слабый кашель, потому что если у вас богатое воображение, то "Заражение" будет уже вспоминаться скорее как фильм ужасов, нежели как фантастический триллер…
Автор: Роман Волохов
|
Категория: рецензии | Добавил: Frida (07.11.2011)
|
Просмотров: 652
| Рейтинг: 0.0/0 |
| |