Козырная десятка. Фильмы, которые стоит посмотреть, — рекомендация кинообозревателя The New Times
1. О чем фильм? 2. Чем он хорош? 3.Каков был резонанс?
В № 27 от 13 июля 2009 мы составили десятку лучших фильмов первой половины 2009-го. В итоговый список года из этой десятки угодили лишь две картины. Не потому, что другие разонравились, а потому, что наш рейтинг — отчасти игра. И хотелось, чтобы в топ-лист попали прежде всего фильмы, которые действительно появились в 2009-м и желательно в его второй половине. По традиции мы рассматривали только те ленты, которые успели выйти в наш прокат или (случай с «Жаждой» и «Белой лентой») должны выйти и уже были показаны на различных московских кинофестивалях. Впрочем, наш прокат сейчас почти не отстает от общемирового. Рейтинг публикуется в обратном порядке — от десятого места к первому. Автор постарался коротко ответить на три вопроса:
10 «Не оглядывайся» Франция, Марина де Ван 1. Параноидальный триллер про писательницу, которая ощущает себя жертвой заговора. Мир вокруг нее вдруг начинает изменяться: меняются обстановка в квартире, потом город, потом ее дети, муж, мать. Они обретают новые лица, но уверяют, будто всегда такими и были. Но главное, что сама героиня тоже начинает видоизменяться: Софи Марсо постепенно превращается в Монику Белуччи. Самый ужас — это когда она превратилась лишь наполовину. Гибрид двух красавиц выглядит монстром. 2. Конечно, это очень женский фильм: в нем многовато мелодраматических эффектов и волнующей музыки. Конечно, развязка вызывает вопросы. Получив объяснение происходившему, поневоле думаешь о том, что такие причины не обязательно должны были привести к таким последствиям. А все-таки сюжет не похож ни на какой другой, и временами испытываешь настоящую нервную дрожь. Известный коллега с иронией написал, что «Не оглядывайся» — странная смесь Хичкока и Бергмана. Согласитесь, это не самая плохая смесь в кинематографе. 3. Теплый прием на Каннском фестивале.
9 «Бесславные ублюдки» США–Германия, Квентин Тарантино 1. Фильм о еврейском спецназе, который наводит ужас на фашистов в оккупированной Франции, потому что снимает скальпы. А в 1944 году еще и убивает всю нацистскую верхушку, включая Гитлера. 2. Тарантино осуществил очередную мини-революцию: установил новые правила во взаимоотношениях кино и истории, сделав их честными и прозрачными. Историческое кино всегда претендовало на то, что демонстрирует истинную правду. «Не верьте! — словно бы говорит Тарантино. — Исторического кино не существует. Есть только псевдоисторическое. Любое кино историю перевирает. Так давайте отнесемся к этому как к данности и начнем перевирать историю сознательно, как нам по душе». И ведь Тарантино добивается удивительного эффекта. Ты знаешь, как там все в истории было. Но абсолютно не понимаешь, чем оно закончится в фильме. Истинный саспенс. 3. Каннский приз за лучшую мужскую роль актеру Кристофу Вальцу. Ряд других наград и номинаций. № 64 в топ-списке 250 лучших фильмов всех времен на популярном киноманском сайте .imdb.co м
.
8 «Жажда» Южная Корея, Чхан Ук Пак 1. Трагедия католического священника, который обнаруживает, что стал вампиром. Будь он один, он бы перехитрил свою новую ужасную природу — способы у него есть. Но вампиром, причем по-настоящему жестоким и кровожадным, становится и его любимая. 2. Чхан Ук Пак, вошедший в избранный ряд культовых режиссеров, после того как Тарантино, будучи президентом Каннского жюри, присудил Гран-при его «Олдбою», подтверждает репутацию режиссера, любящего шокирующие моменты, черный юмор и умеющего придумывать сюжеты совершенно непредсказуемые. Во время просмотра «Жажды» не можешь даже примерно предугадать, как повернется дело спустя две-три минуты. Свой поворот Чхан Ук Пак привнес и в тему вампиризма, которая всегда привлекала серьезных и несерьезных режиссеров. Один из смыслов фильма в том, что многие нехорошие люди с большим удовольствием стали бы вампирами. Да, проблем вроде бы не оберешься. Но уж слишком много преимуществ: сила плюс власть. 3. Приз жюри на Каннском фестивале-2009.
7. «Предел контроля» США–Япония, Джим Джармуш 1.Загадочный персонаж в исполнении любимого Джармушем Исаака де Банколе прибывает с тайной, неведомой нам миссией в чужую для него Испанию. Там он конспиративно встречается с рядом таких же таинственных персонажей. 2. 3. Большинство поклонников Джармуша разругало «Предел контроля» за самоповторы и многозначительность — за «джармушевщину». Но фильм не похож на последние работы мэтра. «Кофе и сигареты» и «Сломанные цветы» — картины чересчур милые, теперь Джармуш не старается нравиться своему зрителю. Впервые за долгие годы он снял истинно маргинальную картину, гармонирующую с его «Страннее рая» и «Мертвецом». При этом посыл ее, отчего-то не понятый многими, достаточно ясен: любые системы и формы контроля над людьми противоестественны. А из людей опаснее прочих «реальные» пацаны-политики, которые ценят только контроль, власть, деньги и считают ерундой искусство, науку, фантазию, рефлексию, философию, свободу... Собственно, нас.
6 «Миннесота» Россия, Андрей Прошкин 1. История родных братьев-хоккеистов из третьесортной провинциальной команды, младший из которых получает приглашение в НХЛ. 2. В этом году много разговоров о том, что у нас формируется своя «новая волна». Но из всех нашумевших в узких кругах русских фильмов года мы выделяем именно «Миннесоту» — за многослойность. Сценарист Александр Миндадзе долгое время сотрудничал только с Вадимом Абдрашитовым. Но обрел в лице Андрея Прошкина еще одного вдумчивого и внимательного к своим сценариям режиссера. Конечно, фильм не про хоккей, хотя и хоккей снят здорово. Он о том, что вырваться из дохлой провинции почти невозможно — можно только в одиночку и по огромному везению. О том, что между братьями, даже когда они преданы друг другу, не может не возникать страстного и даже кровавого карамазовского соперничества. Очень хорошие работы Сергея Горобченко и Антона Пампушного, которых, надо верить, не обойдут отечественные кинопремии — хотя бы номинациями. 3. Не самый премированный из российских фильмов года. «Волчку» и «Бубну, барабану» досталось куда больше.
5 «Аватар» США, Джеймс Кэмерон 1. Фантастический фильм о вторжении землян в XXII веке на планету Пандора, где им нужно согнать с насиженных мест либо уничтожить местное население, чтобы получить доступ к залежам дорогостоящих минералов. 2. Кэмерон сделал фильм одновременно зрелищный (можно говорить о новой технологической революции в кинематографе) и полный актуальных политических и исторических смыслов. В частности, война с пандорцами ассоциируется с завоеванием Европой Америки и уничтожением индейских культур. Варварами выглядят не туземцы, а именно земляне, представители цивилизации. Поэтому искренне радуешься, когда туземцы дают им жестокий отпор. Второй гуманный античеловеческий фильм года наряду с «Районом № 9». (Подробности — в The New Times № 45 от 14 декабря 2009 года.) 3. Резонанса пока никакого, поскольку в Америке и у нас фильм только что вышел на экраны. Но судя по всему, сборы будут гигантскими.
4 «Район № 9» США–Новая Зеландия, Нил Бломкамп 1. Человечество загоняет в гетто — на грязную помойку — случайно прилетевших к нам и нуждающихся в помощи инопланетян. За свой облик инопланетяне обретают презрительное прозвище «креветки». Продюсером-идеологом фильма стал Питер Джексон. 2. Еще один фильм о лицемерии человеческой цивилизации. Стилистически он скроен очень хитро: фальшивая документалистика, в жанре которой сделана первая половина картины, переходит в яростный боевик (причем публика в зале сочувствует именно инопланетянам), а сатира на человеческую природу оборачивается серьезным фильмом о трагедии нации-изгоя. Почему мы ставим этот фильм выше «Аватара», хотя при схожести тем он не столь масштабен? По единственной причине: он позадиристее, похулиганистее. 3. Номинации на ряд внутриамериканских премий. № 95 в топ-листе лучших 250 картин всех времен на www.imdb.com.
3 «Антихрист» Дания и др. евространы, Ларс фон Триер 1. История супружеской четы, которая уезжает в заброшенный домик в лесу, чтобы пережить трагедию — гибель ребенка, случившуюся по их недосмотру. 2. Фон Триер уже раскалывал аудиторию на страстных обожателей и злостных хулителей картиной «Танцующая в темноте». Но ни один его фильм не вызывал столь коллективного неприятия, как «Антихрист». После каннской премьеры почти все утверждали, что это провокация ради провокации (в последней трети фильма столько эпизодов безумного секса и безумного же насилия, что волосы дыбом встают) и что фильм банален, поскольку утверждает одну-единственную мысль: «дьявол — это женщина». Но страсти поулеглись, и оказалось, что фильм порождает много других интересных трактовок. Идут споры даже на тему, кто в нем больше псих: мужчина или женщина. Понятно также, что официальную историю мироздания, сформулированную религией, радикал фон Триер выворачивает наизнанку. Мир, если мы верно трактуем фон Триера, сотворил не Господь, а Сатана. Природа — не от Господа. Природа — это зверь. 3. Каннский приз за лучшую женскую роль Шарлотте Генсбур. Три номинации на «еврооскар» — призы Европейской киноакадемии. «Еврооскар» за лучшую операторскую работу.
2 «Пророк» Франция–Италия, Жак Одиар 1. 19-летний арабский паренек, чтобы выжить во французской тюрьме, вынужден стать шестеркой, а заодно и киллером корсиканской мафии (убийство, которое он совершает с помощью бритвы, — один из самых кошмарных эпизодов и без того жестокого киногода). Через шесть лет он выйдет из тюрьмы крестным отцом нового образца и невиданной силы: сумевшим укротить корсиканскую мафию и объединить интересы прежде враждовавших арабской и негритянской. 2. Сила фильма не только в том, что это актуальная социальная драма. Хотя, конечно, она показывает, что тюрьмы, вместо того чтобы исправлять преступников, становятся для них своего рода академиями, и исследует французское бандитское дно 2000-х, где заправляют отнюдь не французы. Одиара всегда интересовали люди, которые не то чтобы нелюди, но некие другие (см. его «Читай по губам»). В данном случае он написал антропологический портрет еще одного другого: волка, одиночки, Иуды (который при этом умудряется вызывать зрительские симпатии), обладающего чутьем зверька и даром провидения. что и позволяет ему прибирать к рукам всё чужое: чужие жизни, чужого ребенка, чужую жену, чужое влияние, чужое счастье, даже чужих слуг-братков. 3. Гран-при Каннского фестиваля. Две награды Европейской киноакадемии, в том числе за лучшую мужскую роль актеру Тахару Рахиму.
1 «Белая лента» Германия–Австрия– Франция–Италия, Михаэль Ханеке 1. Зловещие события происходят в идиллической на первый взгляд немецкой протестантской деревушке. Долго не понимаешь, какое именно время на дворе. А это важно для смысла: на пороге — Первая мировая. 2. Фильм не дает разгадок. Так и непонятно, кто именно и зачем творил зло. Скорее всего, его творили люди разные. Для Ханеке, постоянно исследующего природу зла (прежде всего так называемого немотивированного), «Белая лента» — фильм-обобщение: откуда пошло невиданное зло XX века, именно со времен Первой мировой начавшего уничтожать людей миллионами. Одну из причин он явно видит в пуританской морали: она учит духовности и любви к Господу, но загоняет глубоко внутрь агрессию, которая ищет выход. Среди героев фильма — дети местного пастора. Он их строго укрощает, они демонстрируют напускное смирение. Но ясно, что они-то точно сыграли в зловещих событиях некую роль. И именно из них вырастет поколение, которое станет опорой фашизма. 3. Самый премированный европейский фильм 2009-го («Золотая пальмовая ветвь» Каннского фестиваля, награды Европейской киноакадемии за лучший фильм года, лучшие сценарий и режиссуру, лучший фильм 2009-го по версии ФИПРЕССИ) вызвал унылую реакцию на Московском кинофестивале. Увы, головы нашей и европейской публики устроены все-таки по-разному.
|